You don't have permission to access /cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=Z21ID=I21DBN=ACPL_PRINTP21DBN=ACPLS21STN=1S21REF=S21FMT=fullw_printC21COM=SS21CNR=S21P01=0S21P02=1S21P03=A=S21STR=%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 on this server.
Additionally, a 403 Forbidden error was encountered while trying to use an ErrorDocument to handle the request.
№1 год
Каждой области знания присущ свой понятийный аппарат. Стоит ли говорить, сколь важна работа над его упорядочением? Главный человек в этом процессе — информационный аналитик, выступающий посредником в мире документальных коммуникаций. Для него крайне важно выявить факты синонимии, омонимии в употреблении терминов, объяснить их, предложить наиболее точные и перспективные. Одним из результатов такой работы является создание терминологического словаря, предложения по методике составления которого дает доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств Юлия Владимировна Гушул в статье Инструментарий аналитика. Методика работы над терминологическим словарем .
Одна из главных ценностей современного общества — информация. Сегодня она доминирует во всех областях деятельности. Иногда ее становится слишком много, и возникает опасение, что рациональный механизм ее производства может смениться хаосом. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться уверенно ориентироваться в информационном пространстве — с помощью методов библиографического поиска. В журнале Мир библиографии открывается новая рубрика, в которой на конкретных примерах будет показано, как осуществляется библиопоиск, как, обладая минимумом информации, можно решить, казалось бы, неразрешимые вопросы. Марина Юрьевна Нещерет в статье Сезам, откройся! Школа библиографического поиска предлагает начать с усвоения методики поиска, без знания которой выполнение читательских запросов довольно затруднительно.
Статья заведующей Центром книжных памятников Забайкальского края Тамары Александровны Жвакиной Новая жизнь старых книг посвящена библиографу, краеведу, исследователю редких книг Забайкалья Раисе Ивановне Цуприк и ее работе по собиранию, сохранению и изучению редких книг.
Когда ребенок, пролистав книжку, откладывает ее в сторону, потому что в ней нет картинок, он прав. Иллюстрации в изданиях для детей — субстанция, без котрой невозможно полноценное восприятие малышами прочитанного. Отсюда значимость приобретают библиографические описания иллюстраций в детской литературе, на основании которых можно рекомендовать ту или иную книгу. Но функции аннотации не исчерпываются одними рекомендациями. Об умении их составлять, о задачах, стоящих перед библиографом, рассказывает доцент Пермского государственного института искусства и культуры Галина Семеновна Ганзикова в статье Картинки как объект библиографического отражения .
Перед тем как навсегда исчезнуть в джунглях Амазонки, полковник Перси Фоссет поведал Артуру Конану Дойлу о своем путешествии е неприступному плато Рикардо Франко-Хиллс, расположенному на границе Бразилии с Боливией. Вдохновленный экзотическими рассказами путешественника, Конан Дойл пишет роман Затерянный мир , увидевший свет в 1912 году. СтатьяЯкова Васильевича Разливинского Птеродактиль над Лондоном посвящена 100-летию романа и рассказывает о победном шествии книги по миру.
Гушул, Ю. В. Инструментарий аналитика / Ю. В. Гушул. - С.2-8
Бухвал, Н. Куда ж нам плыть?-решали библиографы детских библиотек России / Н. Бухвал. - С.9-11
Нещерет, Марина Юрьевна. Сезам,откройся!:[Школа библиографического поиска] / М. Ю. Нещерет. - С.16-21
Жвакина, Т. А. Новая жизнь старых книг / Т. А. Жвакина. - С.29-34
Глинникова, С. В. С дозволения профессора: [литографированные рукописи] / С. В. Глинникова. - С.22-28
Горбачевская, В. А. Казус Альфреда Шклярского: [К 100-летию со дня рождения польского писателя Альфреда Шклярского] / В. А. Горбачевская. - С.47-51
Киреева, Татьяна Николаевна. Считаю святостью трудиться : [105 лет со дня рождения кузбасского художника Ивана Селиванова] / Т. Н. Киреева, Г. С. Иванова. - С.52-55
Россинская, Светлана Владимировна. Я - женщина! Я этого хочу! : [Поэтесса Жанетта Полегаева] / С. В. Россинская. - С.56-61
Разливинский, Яков Васильевич. Птеродактиль над Лондоном: [100 лет роману Конана Дойла Затерянный мир ] / Я. В. Разливинский. - С.62-68
Журнал хранится в Информационно-библиографическом отделе.
Обзор журнала провела Елена Колотилина.
Уважаемые посетители сайта!
Просим вас направлять нам все ваши вопросы, пожелания и комментарии.
Мы постараемся ответить вам в кратчайшие сроки.
05.07.2010 | Дорогие жители Наримановского района! Большое спасибо и Вам и всем астраханцам, что Вы по крупицам восстанавливаете историю подвига солдат-земляков. Мой дядя Бочарников Илья Михайлович из села Николаевка тоже воевал. Я помню его рассказы о войне со слезами на глазах. Не подскажете, где можно о нем прочитать? В Николаевке живут его родственники. Они могли бы представить фотографии, свои рассказы. Буду благодарна всем, кто возьмет на себя эту работу. Никто не забыт, и ничто не забыто ? Нет, еще много имен воинов, о которых нужно собирать материалы. Спасибо еще раз за проведенную поисковую работу. Надеюсь, что она будет продолжена. С уважением пенсионерка Галина Семеновна, г. Пермь. 05.07.10 (написал: Галина Семеновна Ганзикова, доцент ПГИИК )
31.05.2010 | Здравствуйте! Не смогла найти свои работы об участниках войны: Баженовой-Федоренко Ольге Ивановне и Перовой-Каликиной Валентине Дмитриевне, отправленные 26 апреля 2010 г. на адрес:marina89@list.ru (написал: Эльвира )
Здравствуйте! Не могли бы Вы прислать работы по адресу: mariana89@list.ru. Спасибо.
25.05.2010 | Добрый день. Не опубликовано 3 работы из МОУ СОШ №2 МО Красноярский район учащихся 2 В класса Джуманова, Гергиленко, Мукатовой. (написал: Куранова Т.М. )
Здравствуйте!
Не нашли в базе работ этих учащихся. Возможно ли прислать их? Спасибо.
20.05.2010 | Не опубликовано 5 работ из МОУ СОШ №8 МО Фхтубинский район Соломатниковой, Карпухиной, Кочиной, Лаврентьевой, Никитенко. С уважением учитель истории Яровая О.А. (написал: Яровая О.А. )
Здравствуйте! Данные работы уже опубликованы.
18.05.2010 | Прочла эссе Филипповой Кристины. (1 курс, Технический колледж АГУ). Материал очень сырой. Студентка даже не назвала имени-отчества своих родственников! А ради чего же писала? Я считаю, что девушке надо было объяснить, что журналистика и история своей семьи, своей страны - это серьезно. И надо вдумчиво относиться к тому, чем ты занимаешься. Преподаватель Корниенко Е.Г.могла бы подстказать студентке, как правильно оформить эссе. (написал: Читатель сайта И.Р.Закожурникова )
16.05.2010 | Здравствуйте, я не могу найти работу, чтобы проголосовать( о Сафаралиеве Газизе Худайбергеновиче)падскажите где ее найти. (написал: )
Ответ. Здравствуйте! В ближайшее время списки для голосования будут обновлены. Спасибо.
15.05.2010 | Здравствуйте! На Вашем сайте опубликованы воспоминания о Николае Васильевича Шкляеве, однополчанине моего деда по 779 БАП. В настоящее время я заканчиваю работу над книгой об этом полке. Очень прошу Вас помочь мне связаться с семьёй Н.В.Шкляева, проживающей в ЗАТО Знаменск. (написал: Андрей Симонов )
15.05.2010 | Здравствуйте,не могли бы вы сообщить жив ли ветеран Мельников Анатолий Николаевич(у вас на сайте были опубликованы его воспоминания) который является однополчанином моего деда Макарова Леонида Ивановича.Буду вам очень признателен за любой ваш ответ.Если вас не затруднит отправьте пожалуйста на емайл. (написал: Андрей )
13.05.2010 | Здравствуйте! Мой сын, ученик 5 Г класса МОУ СОШ № 1 г. Астрахани, написал сочинение о прадедушке и своем дедушке. Сочинение уже разместили на сайте, но подписали его работу как ФЁДОРОВ АЛЕКСАНДР, а его зовут Вячеславом. Прошу Вас исправить эту ошибку. (написал: Фёдорова Елена )
Здравствуйте!
Приносим свои извинения. Ошибка исправлена.
10.05.2010 | Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, я посылала еще видео-интервью. Где его можно посмотреть? Спасибо! Ксения 10 кл. 4 школа Ахтубинск. (написал: Ксения )
Здравствуйте Ксения! Возникли трудности с переформатированием видео. Не могли бы Вы прислать на известный электронный адрес его еще раз. Спасибо.
Virtual information
Dear readers!
You may avail yourself of the service of Virtual information .
We ll manage to give you the following information:
- information on the document s availability (books, magazines, newspapers, CD-ROMs) in the Library s stock
- information on closer definition of elements of bibliography description ( the author, title, year of publication and etc.)
- requests on thematic selection of documents with the aid of self-education, professional activities that don t require complex bibliography search ( no more than 5 resources)
- information on concrete facts and events.
We ll try to fulfill your request in two days.
When searching in Internet the librarians will give you references on web-sites that include information on the topic of your request.
You may write in Russian or English languages.
Галина Семеновна Ганзикова, доцент кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии Пермского государственного института культуры
Валентина Арсентьевна Мельникова, заведующая отделом мультимедиа Пермской областной детской библиотеки им. Л. И. Кузьмина
С внедрением компьютерных технологий на качественно иной уровень работы переходят
и детские библиотеки — в них открываются новые отделы, появляются новые должности, решаются задачи оптимизации информационного обслуживания пользователей, начиная c самых маленьких.
Реорганизация структуры Пермской областной детской библиотеки (ПОДБ) им. Л. И. Кузьмина началась в середине 1990-х. В библиотеке был создан отдел автоматизации, благодаря которому коллектив успешно преодолел трудности, связанные с освоением компьютерной техники и ее использованием в обогащении информационно-поисковых ресурсов и обслуживании читателей. За короткий срок библиотека была обеспечена техникой нового поколения — 37 компьютеров, 4 сканера, 10 принтеров, 6 ксероксов. Оборудованы автоматизированные рабочие места (АРМ) комплектаторов, каталогизаторов, библиографов, библиотекарей абонементов и читальных залов, созданы первые АРМ и для читателей-детей. Все компьютеры связаны между собой — с 1998 г. в библиотеке функционирует локальная сеть.
6 лет назад в ПОДБ как структурное подразделение библиографического отдела (внутреннего отдела с момента его создания) был открыт зал информации. В нем сконцентрировали основной справочно-библиографичесский аппарат (СБА) для читателей и документы на электронных носителях. Сотрудники библиографического отдела, они же — сотрудники зала информации, выполняли огромный объем работы по приему запросов, требующих библиографического или фактографического поиска с использованием не только традиционных карточных каталогов, картотек, энциклопедий, словарей, справочников, библиографических изданий в книжной форме, но также электронных баз данных. Работали и по многим другим направлениям: реорганизации СБА, библиографическому информированию, формированию информационной культуры у детей, повышению библиографической квалификации кадров из детских библиотек области и, в частности, их профессиональной компьютерной компетентности.
Тогда помещение зала информации было небольшим, в нем размещалось всего три АРМ, нагрузка же по справочно-библиографическому обслуживанию постоянно увеличивалась, в то время как у работников читальных залов сводилась лишь к выдаче литературы. Но главной причиной создания еще одного самостоятельного структурного подразделения все-таки послужил рост интереса детей к электронным носителям информации. Остро ощущалась необходимость создания специального зала, в котором можно было бы организовать необходимое количество АРМ для юных пользователей и их воспитателей (родителей, учителей и др.), открыть им доступ к интернет, базам данных библиотеки, наконец, удовлетворить и потребности детей в компьютерных играх.
Новый отдел
Отдел мультимедиа был открыт в сентябре 2002 г. Его сотрудники имеют высшее специальное образование, опыт работы с детьми, высокий уровень профессиональной компетенции в области компьютерных технологий, библиографии и библиотечной педагогики. Есть и сотрудник со специальностью информатик-референт. Все это позволило отделу за короткий срок стать известным среди читателей-детей и взрослых, привлекательным для них и действительно новым отделом библиотеки — современным, нужным и полезным. Удалось и достаточно быстро расширить спектр информационных услуг, предоставляемых на основе компьютерных технологий (в отделе 8 компьютеров, 2 сканера, 2 струйных принтера, 1 ксерокс).
Важнейшее направление — участие в организации и совершенствовании СБА библиотеки. В отделе есть электронные базы данных: электронный каталог книг, краеведческая картотека, каталог CD-ROM, сборников, периодических изданий, картотека статей, фонд выполненных справок. Их ресурсная база пополняется совместными усилиями сотрудников библиотеки. Кроме закрепленных за отделом журналов «Наука и жизнь» и «Пульс», его специалисты в течение двух лет занимались росписью семи периодических изданий компьютерной тематики («Вы и Ваш компьютер», «Игромания», «Компьютер-пресс», Мир ПК», «Навигатор игрового мира», «Персональный компьютер сегодня», Hard'n'Soft).
В конце прошлого года ПОДБ (в лице отдела мультимедиа) вошла в корпоративный проект «Пионер», автором и координатором которого является Свердловская областная библиотека для детей и юношества. Партнеры — детские библиотеки Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, всего 19 библиотек. Участники проекта ведут роспись 148 периодических изданий: 31 газеты и 117 журналов. Ежемесячно идет обмен созданными базами.
Переход на корпоративную роспись обусловил изменение конфигурации выбранных ранее полей в программе Марк. В результате в нее добавлено 21 поле. Сотрудники ПОДБ расписывают 9 названий периодических изданий: «Начальная школа» и «Школьный психолог» (приложения к газете «Первое сентября»), «Костер», «Трамплин», «Детское чтение для сердца и разума», «Ровесник», «Свирель», «Синдбад», «Юный следопыт». Участие в таком корпоративном проекте представляет большой интерес для сотрудников, освобождает время для другой работы, быстрыми темпами обогащает информационно-поисковый потенциал ресурсной базы отдела и библиотеки в целом.
Ежегодно редактируется и тиражируется «Список периодических изданий, имеющихся в фонде ПОДБ на. год», регулярно расписываются новые сборники. Заметным подспорьем в работе стало аналитическое отражение в электронной базе данных «Статьи» содержания сборников: «100 великих россиян» «100 великих архитекторов» «100 великих городов мира» «100 великих картин» «100 великих музеев» «100 великих композиторов» «100 великих ученых» «100 великих храмов мира» «100 великих писателей». Общий книжный фонд отдела насчитывает 700 изданий — преимущественно современные энциклопедии, словари, справочники для детей. К нему есть открытый доступ.
Диски, диски…
В отделе создается «Электронный каталог CD-ROM» (уже более 300 записей). Несмотря на недостаток средств, в фонде уже есть все виды электронных изданий для детей: энциклопедии, репетиторы, сборники компьютерных игр и отдельные игры, собрания сочинений писателей-классиков. Когда заметно растет спрос на тот или иной диск, закупаются дублетные его экземпляры, что позволяет выдавать диски в прокат читателям библиотеки. Большой популярностью пользуются развивающие игры и мультфильмы для малышей, репетиторы для школьников, энциклопедии и развлекательные игры. Плата за прокат символическая — пять рублей в сутки за один диск.
У школьников пользуются спросом игры и энциклопедии, у родителей и педагогов вызывают большой интерес CD-ROM обучающего и развивающего характера для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отдел стремится пополнять фонд дисками познавательного характера для развития логического, творческого мышления детей всех возрастных групп, и особенно для подростков.
Занимаясь библиографическим отражением дисков, сотрудники стремятся дать читателям максимум сведений о каждом: характеризуют его целевое назначение, возрастной диапазон, особенности содержания, системные требования. В отделе создан и напечатан «Иллюстрированный каталог CD-ROM». Для читателей подготовлены «Список CD-ROM в прокат» и красочные закладки: «Нам учиться интересно: Репетиторы на CD-ROM», «Большая перемена: Игры! Игры! Игры!», «Обо всем на свете: Электронные энциклопедии». Здесь представлены самые лучшие мультимедийные издания по выбранным темам.
Совместно с отделом литературы до 10 лет оформлялась нетрадиционная выставка «Сказки, рассказанные по-новому», где кроме книг были представлены развивающие диски для малышей, созданные по мотивам известных детских сказок. Выставка привлекла внимание читателей, особенно родителей дошкольников — в отделе появились новые пользователи, которые берут диски в прокат.
С мультимедийными изданиями сотрудники отдела знакомят детей и во время экскурсий. Особая гордость — мультимедийные диски, созданные самостоятельно, силами отдела. В 2002 году был выпущен диск «Звездочет с планеты Детства», посвященный пермскому писателю-сказочнику, автору 82 книг, Л. И. Кузьмину — его имя в 2000 г. было присвоено ПОДБ. В 2003-м вышел диск «Друзья мои, приятели и все, все, все. ». Он представляет творчество не менее известного детского писателя Л. И. Давыдычева — автора произведений, которые переведены чуть ли на все языки бывшего СССР и многие иностранные. Самые известные: «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника» (1962), «Лелишна из третьего подъезда» (1965), «Дядя Коля — поп Попов — жить не может без футбола» (1980), «Эта милая Людмила»(1982).
Организатор проекта — заместитель директора по автоматизации Н. М. Мокрушина. Сотрудники отдела собрали книги, сканировали и редактировали их. Параллельно работали над составлением библиографического описания книг, аннотаций к ним, викторин, хронологии жизни и творчества писателя. В дисках используется система гиперссылок, облегчающих передвижение по программам.
Услуги — бесплатные
и платные
Еще одно ключевое направление работы — справочно-библиографическое и фактографическое обслуживание пользователей. В 2003 году сотрудники отдела зарегистрировали около 1 тыс. 400 выполненных справок. При выполнении запросов активно используются наряду с традиционным СБА электронные базы данных. Справки, выполняемые по базам данных библиотеки, — услуга бесплатная, как и выполнение запросов детских библиотек по электронной почте или областному электронному МБА.
Поиск необходимого пользователю материала в интернете — услуга платная, как и самостоятельная работа пользователя в Сети. В минувшем году зарегистрировано 83 обращения, хотя желающих поработать в интернете было гораздо больше. С введением оптово-волоконной связи эта услуга должна расшириться, что, несомненно, будет способствовать притоку детей в отдел мультимедиа.
Среди платных услуг пользуются спросом: предоставление игрового времени сканирование текстов сканирование текстов с редактированием запись отсканированного текста на дискету распечатка текстов с дискеты распечатка текстового материала с CD-ROM набор текстов распечатка напечатанного текстового материала запись набранного текста на дискету ксерокопирование, получение доступа к интернету. В 2003 г. платные услуги составили более 33 тыс. рублей — на 20 тыс. больше, чем в 2002 г. Объем услуг вырос за счет использования интернета, игровых дисков и выдачи дисков в прокат.
Ведется работа по формированию навыков самостоятельного пользователя — определены концептуальные подходы: сохранять принцип преемственности в переходе от занятий по программе «Основы библиотечно-библиографических знаний» к занятиям по новым авторским программам. Главный библиотекарь А. В. Жаровцева провела 12 занятий для двух групп детей в клубе «Компьютер для начинающих». Библиотекарь М. И. Пласткова работала по программе «Первые шаги в Интернет» (также 12 занятий с детьми). Задача занятий — формировать у детей знания и умения: ориентироваться в библиотеке, ее документных ресурсах, поисковом аппарате самостоятельно искать, создавать и эффективно использовать информацию на любых носителях в учебной, самообразовательной и досуговой деятельности.
Маркетинг и реклама
Есть у отдела мультимедиа и другие задачи: предоставление компьютерного времени для работы с текстовым процессором и электронными таблицами организация работы по изучению информационных интересов и потребностей пользователей и их удовлетворение методическая помощь детским библиотекам области по направлениям работы отдела изучение и внедрение инновационного опыта отечественных и зарубежных библиотек по применению компьютерных технологий в работе с детьми.
Отдел должен самостоятельно разрабатывать печатную рекламную продукцию, пропагандировать свою деятельность в СМИ, освещать опыт своей работы в специальной печати. В его задачи также входит расширение ассортимента платных услуг с учетом маркетинговых исследований спроса-предложения и конкуренции на информационном рынке.
Популяризации отдела среди детей, родителей, учителей способствуют презентации. В это время дети могут по 30 минут поиграть бесплатно на компьютерах, самостоятельно поработать с диском «Звездочет с планеты детства», посмотреть включенные в него мультфильмы, созданные по произведениям Л. И. Кузьмина. К работе на Пермской ярмарке сотрудники отдела для рекламы разработали схему ОЭМБА (областного электронного МБА). Знакомили ее посетителей с отделом, предлагали методические материалы, провели выставку наиболее интересных CD-ROM, имеющихся в отделе. Кроме того, платные услуги рекламируются на сайте библиотеки (www.podb.permonline.ru).
Учиться и учить
В библиотечном деле все стремительно меняется, появляется новый опыт, поэтому приходится постоянно учиться. Все работники отдела принимают активное участие во всероссийских и межрегиональных конференциях, семинарах. С конференций сотрудники возвращаются, как правило, с новейшей информацией и собственными идеями по модернизации его деятельности. И очень благодарны дирекции библиотеки, которую возглавляет заслуженный работник культуры Д. И. Горобец, — всем инициативам сотрудников отдела оказываются внимание и поддержка, ежегодно выделяются средства как для укрепления материально-технической базы отдела, так и для участия в конференциях, проходящих в других городах.
По теме «Электронные ресурсы детских библиотек» специалисты отдела проводят занятия на областных курсах повышения квалификации, а также со студентами, обучающимися в педагогическом университете, в институте и колледже культуры. Сотрудникам ЦДБ области, приезжающим в библиотеку, даются индивидуальные устные консультации по заполнению полей в программе «Марк», технологии поиска информации в электронных базах данных.
Новая идеология
Отдел мультимедиа вполне оправдывает свое название. Он осуществляет справочно-библиографическое и информационно-компьютерное обслуживание пользователей ПОДБ на основе традиционного и электронного справочно-библиографического аппарата, фонда CD-ROM, современной техники, демонстрируя детям богатство и разнообразие носителей информации, множество информационных сред. Отдел оказывает помощь в освоении основ библиотечно-библиографических знаний и компьютерных информационных технологий организует интеллектуальный досуг детей разных возрастных групп формирует навыки работы с автоматизированными информационными системами. Книги и компьютеры, имеющиеся в фонде отдела, не противодействуя, обогащают детей новыми знаниями, содействуют образованию.
Отдел работает в тесном сотрудничестве со специалистами других отделов: автоматизации библиотечно-библиографических процессов, библиографическим, комплектования и обработки документов, обслуживания. Однако, имея свой самостоятельный участок работы, развивает деятельность, которая ранее не была характерна для библиотеки. Сегодня — это уже известный в городе электронный информационный центр со своим фондом CD-дисков, залом для пользователей, АРМ для сотрудников отдела и посетителей и, безусловно, со своей спецификой в составе информационных ресурсов и работе с детьми в целом.
Теоретически и практически сотрудники отдела стремятся следовать идеологии компьютеризации детской библиотеки, обоснованной и развиваемой коллегами из областной детской библиотеки г. Санкт-Петербурга. Поддерживая коллег, важно еще раз подчеркнуть: печатные издания на бумажной основе и электронные документы, книги и компьютеры, умение читать и ориентироваться в современных информационно-поисковых системах — все это должно дополнять друг друга и органично сосуществовать в детской жизни.