Кандидат наук: Perm State University, специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии», тема диссертации: Партийная реформа в России (2001-2007гг.):региональное измерение
Аспирантура: Пермский филиал по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УРО РАН, специальность «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии»
Пермский государственный университет им. А.М. Горького, факультет: Историко-политологический, специальность «Политология»
Учебные курсы
Конференции
Инновационное развитие образовательной организации: обеспечение качества образования в контексте требований ФГОС (Пермь). Доклад: Совершенствование профессиональной компетенции учителей математики в формате инновационной деятельности Университетско-школьного кластера
V краевой научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ «Обеспечение качества образования в современной школе в условиях реализации национальной образовательной политики» (Пермь). Доклад: Система независимого мониторинга знаний учащихся для обеспечения качества математического образования в современной школе
Участие в конгрессах, симпозиумах, конференциях
• IV конференция в стиле TED. Пермь ПФ ГУ-ВШЭ, выступление с докладом Систематизация знаний . 18 декабря 2010г.
Международный институт экономики и финансов
(бакалавриат, магистратура)
Международный центр подготовки кадров в области логистики
(магистратура)
4.5.9
Факультет бизнес-информатики
(бакалавриат, магистратура)
(бакалавриат, магистратура) С - уч. г. входит в состав факультета компьютерных наук в качестве департамента
(бакалавриат, магистратура) С - уч. г. входит в состав факультета компьютерных наук в качестве департамента
Факультет государственного и муниципального управления
Факультет дизайна
(бакалавриат, магистратура) С - уч. г. входит в состав факультета коммуникаций, медиа и дизайна в качестве Школы дизайна
Анатолий Иванов, заведующий кафедрой высшей математики НИУ ВШЭ в Перми
Кандидатура предложена коллективом кафедры высшей математики НИУ ВШЭ - Пермь и поддержана Ученым советом НИУ ВШЭ - Пермь. Выдвигается за выдающиеся достижения в преподавании математических дисциплин, огромный вклад в развитие педагогической науки и активное участие в становлении и продвижении НИУ ВШЭ - Пермь.
В настоящее время отмечается тенденция усиливающейся борьбы вузов за «хороших» студентов. Очевидно, что в этой борьбе выигрывает вуз, проводящий эффективную профориентационную работу в школах как среди учащихся, так и среди учителей. Заведующий кафедрой высшей математики НИУ ВШЭ – Пермь Анатолий Прокопьевич Иванов и сотрудники кафедры активно участвуют в данном процессе. Стаж научно-педагогической работы кандидата физико-математических наук, профессора Анатолия Прокопьевича Иванова – 44 года. А.П. Иванов работает в НИУ ВШЭ – Пермь со дня открытия филиала (1998 г.). С 1999 г. он – профессор, заведующий кафедрой высшей математики, обеспечивающей учебный процесс по всем математическим дисциплинам. Им разработаны и читаются учебные курсы по математическому анализу, дифференциальным уравнениям, линейной алгебре, геометрии и алгебре.
Стержнем научно-педагогической деятельности Анатолия Прокопьевича Иванова является совершенствование методики преподавания и систематизации знаний учащихся и студентов. Им изданы две монографии, в частности «Систематизация знаний по математике в профильных классах с использованием тестов» (Москва, Физматкнига, 2000 экз.). На результаты исследования, опубликованного в названной монографии, ссылаются во многих диссертациях по методике преподавания. Анатолий Прокопьевич является автором более 150 работ: только за последние 5 лет опубликовано и неоднократно переиздано в издательствах Перми и Москвы 40 различных учебных пособий, общий тираж которых составляет примерно 40 тыс. экз. Являясь Семикратным Соросовским учителем (1995–2001 гг.) он немало внимания уделяет работе на факультете довузовской подготовки НИУ ВШЭ – Пермь и в базовых классах филиала. Им создана система обеспечения заданного качества образования по математике, основой которой является авторская методика и обширнейшая база тестовых заданий для учащихся 4–11-х классов и студентов по всем читаемым на кафедре математическим курсам.
В 1999–2001 гг. А.П. Иванов внедрил тестовые технологии на факультете довузовской подготовки НИУ ВШЭ (Москва). В 2001 г. он являлся председателем предметной комиссии по математике ГУ ВШЭ. Тесты, составленные на основе базы заданий Анатолия Прокопьевича, использовались для проведения олимпиады по математике, совмещенных экзаменов в базовых школах Москвы и на вступительных экзаменах по математике на трех факультетах НИУ ВШЭ (Москва). Опыт использования тестов для проведения экзаменов и технологии обработки результатов был признан положительным. С 2001 г. в НИУ ВШЭ экзамены по всем предметам проводились по этой технологии. С 2003 г. Анатолий Прокопьевич является председателем экспертной комиссии по математике по присвоению высшей квалификационной категории учителей Пермского края. Он принимает личное участие в учебном процессе школы № 7 и лицея № 10 г. Перми. 75–80% выпускников данных учебных заведений (средний балл которых 69–72) поступают в НИУ ВШЭ и его кампусы (отметим, что по всей России выпускников с баллами 68 – 2,10%, 70 – 1,45% и 72 – 1,06%, согласно данным по результатам отчета ФИПИ о результатах ЕГЭ по математике г.). А.П. Иванов награжден медалью К.Д. Ушинского (ведомственная медаль Министерства образования и науки РФ, учрежденная приказами Минобразования России № 44 от 13 января 1999 года и Минобрнауки России № 84 от 06 октября 2004 года). С 2003 г. он является членом экспертной комиссии по ЕГЭ. В октябре 2009 г. ему присвоена высшая квалификационная категория, статус «педагог-исследователь». Анатолий Прокопьевич активно занимается научно-исследовательской работой. Его научные интересы связаны с исследованием устойчивости стационарных решений систем обыкновенных дифференциальных уравнений, описывающих различные модели динамики относительно движения ИСЗ. В последние 17 лет им активно разрабатывается актуальная тема современного образования, связанная с проблемами систематизации знаний по математике, использованию новых информационных технологий в преподавании математики, позволяющих значительно повысить уровень качества образования, обеспечить преемственность и непрерывность образования как в школе, так и в вузе. Им предложена и внедрена в пермских лицеях технология использования специального учебно-дидактического комплекса, а также создана диагностирующая система обратной связи, включающая в себя программные комплексы автоматической генерации тестов, наглядную интерпретацию результатов после сканирования специальных бланков, компьютерные тренинги для самоконтроля знаний и рейтинговый контроль. А.П. Иванов активно занимается учебно-методической работой: осуществляет руководство научным и методическим семинаром кафедры, под его руководством преподавателями кафедры внедрена и активно используется тестовая методика контроля проверки знаний студентов с использованием компьютерных технологий. Он внес большой вклад в разработку системы непрерывного независимого мониторинга для объективной оценки качества учебного процесса. Кроме того, Анатолий Прокопьевич осуществляет методическое руководство преподавателями математики в лицее № 10 и факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ – Пермь, регулярно проводит 72- и 100-часовые курсы с учителями математики Перми, учебно-методические семинары для учителей математики школ Университетского округа НИУ ВШЭ, организует постоянный мониторинг знаний учащихся школ Университетского округа НИУ ВШЭ, ежегодно принимает участие в работе экспертной группы по проведению ЕГЭ по математике в Пермском крае. Результаты его научной и методической работы регулярно освещаются на Краевых и Всероссийских конференциях, а также в различных журнальных изданиях. В 2009 г. Анатолий Прокопьевич Иванов выступал с докладом на III Научно-практической конференции НИУ ВШЭ «Практика реализации компетентностного подхода в современной школе» (г. Пермь), а также в 2010 г. с докладом на Всероссийском съезде учителей математики в МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 2009 г. в Высшей школе экономики было создано Управление по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии (директор – Т.Я. Четвернина ). Проектами управления являются олимпиады для школьников из этих стран и курсы повышения квалификации для их учителей. Сплотить учительское сообщество на постсоветском пространстве позволил проект «Повышение квалификации учителей», реализуемый Дирекцией по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися. Данная программа нацелена на повышение методической и предметно-содержательной компетенции учителей, углубление знаний об инновационных технологиях, методиках обучения талантливых детей. Анатолий Прокопьевич Иванов каждый год принимает непосредственное участие в реализации программ. Он является председателем жюри олимпиады по экономике (по разделу «Математика») и постоянно проводит курсы повышения квалификации в Москве.
В период 6–9 ноября г. Анатолий Прокопьевич читал лекции и проводил семинары с учителями из Харькова, Рудного (Казахстан), Ванадзора (Армения), Риги, Ташкента, а также Москвы, Димитровграда, Якутска (Республика Саха), Ноябрьска (ЯНАО), Нижнекамска и др.
Анатолий Прокопьевич Иванов внес огромный вклад в становление и развитие Пермского филиала, вся его деятельность направлена на продвижение НИУ ВШЭ и Пермского филиала не только в регионе, но и в Российской Федерации. Во многом благодаря его усилиям вырос авторитет Пермского филиала не только среди профессионального сообщества, но и среди абитуриентов, что имеет огромное значение на конкурентном рынке образовательных услуг Пермского края.
В Вышке прошла Международная Олимпиада учителей математики ПРОФИ-КРАЙ
Соревнования по математике в этом году получили международный статус, поэтому экзамен на профессиональное мастерство учителя сдавали одновременно на 4-х площадках – кампусах НИУ ВШЭ: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Из 1316 участников из России и стран СНГ по результатам первого (отборочного) тура в пермскую Вышку приехали около 300 учителей.
Международный статус II (очного) тура Олимпиады по математике подстегнул азарт педагогов. Учитель математики Сергей Колчанов (Пермь) отметил: Великие дела начинаются с улыбкой, а чем больше участников, тем больше драйва и интереса. У меня достаточно молодой возраст для учителя, 25 лет, а уважение и авторитет учеников нужно заслужить своей компетентностью, то есть победой в таких соревнованиях .
Для проверки профессионального мастерства были подобраны специальные тестовые задания, решение которых позволяет быстро и объективно оценить уровень знаний и мышления учителя. Так, учитель математики Ольга Королева (Нытва), участвующая в Олимпиаде ПРОФИ-КРАЙ с первого года ее проведения, считает: Именно на примере таких заданий можно показать ученикам, как красиво в математике может выглядеть решение, когда оно аккуратное, быстрое, емкое. Я очень благодарна, инициаторам и организаторам такого конкурса, который позволяет проверить свои силы и держать себя в тонусе профессионального мастерства. У меня очень много грамот разного достоинства, но самые ценные – грамоты призовых мест ПРОФИ-КРАЙ .
После выполнения олимпиадных заданий педагогам была предоставлена возможность напрямую пообщаться с составителями заданий – преподавателями кафедры высшей математики, членами предметной комиссии Олимпиады Анатолием Ивановым, Антоном Новоселовым, Алёной Морозовой. Учителя активно задавали вопросы, проявляли живой интерес к новой для себя или забытой информации.
Педагоги из других регионов высоко оценили уровень заданий и их оригинальность. Учитель математики Ирина Чернявская (Омск) поделилась: На базе нашей гимназии в этом году заключено соглашение с факультетом довузовской подготовки НИУ ВШЭ о работе с группами школьников. Могу сказать, что задания Высшей школы экономики самые интересные из всех, что я встречала. Они предлагают самое короткое решение, если знаешь, с какой стороны подойти к заданию, поймешь идею. Это важно – уметь быстро сориентироваться и реализовать решение .
Согласно Положению об Олимпиаде ПРОФИ-КРАЙ победителями и призерами признаются участники, занявшие первые 15 мест в абсолютном рейтинге. Кроме того, краевое министерство образования и науки составило региональный рейтинг призеров и победителей – 15 лучших учителей из Пермского края. Церемония награждения проходила в два этапа: международный и региональный. Кроме того, в режиме видеоконференции на церемонии присутствовали участники и организаторы из других кампусов НИУ ВШЭ – Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.
Церемонию награждения открыла министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина. В приветственной речи она поблагодарила учителей за стремление к профессиональному самосовершенствованию: Это замечательно — пытаться проверить свои знания, понять границы и уровень своего незнания, чтобы стремиться быть лучше и достигать успехов. Главное, что вы здесь, и вы горите желанием стать лучше! .
Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, ординарный профессор Лев Любимов подчеркнул, что Олимпиада позволяет проверить уровень знаний всем учителям, и помогает вовремя заметить отставание и подтянуться, а также поблагодарил Пермский кампус за проведение Олимпиады ПРОФИ-КРАЙ .
Заместитель директора НИУ ВШЭ — Пермь Алла Оболонская отметила, что за 7 лет проведения Олимпиады ПРОФИ-КРАЙ в ней приняли участие более 17 тысяч учителей. Начинался этот уникальный конкурс профессионального мастерства с одного предмета и 300 участников, а в этом году состязания проводятся по 7 предметам среди почти 5 тысяч участников, география участников только лишь по математике охватывает 45 регионов России и 5 стран ближнего зарубежья.
Заведующий кафедрой высшей математики НИУ ВШЭ — Пермь, ординарный профессор Анатолий Иванов в своей речи сделал акцент на энтузиазме участников Олимпиады и рассказал, что учителя в других регионах завидуют тому, что в пермской Вышке есть такой конкурс профессиональной компетентности.
Среди победителей II (очного) тура Олимпиады по математике в этом году оказались представители разных регионов России: